Четверг, 2024-04-25, 2:14 AM
SITE LOGO
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница Регистрация Вход
Меню сайта

Начало » 2006 » Октябрь » 14 » НАТО в Афганистане
НАТО в Афганистане
Когда летом 2003 г. НАТО приняла на себя ответственность за стратегическую координацию Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ) Североатлантического союза, это стало долгосрочным политическим обязательством по оказанию помощи афганскому правительству и его народу. Одновременно с этим, такое обязательство НАТО стало важным свидетельством того, как Североатлантический союз приспособился к требованиям безопасности XXI века – это был союз готовый и желающий вносить свой вклад в борьбу с терроризмом и широкомасштабные усилия по упрочению международной безопасности за пределами Евроатлантического региона.

Почти три года после этого миссия НАТО в Афганистане, как никакая другая, выдвигает особые вызовы Североатлантическому союзу. Посредством ИСАФ НАТО играет ключевую роль в содействии безопасности в Афганистане и создает новую концептуальную основу. Выполняя главную миссию, в частности, оказания помощи афганским органам власти, Североатлантический союз взялся за решение новых сложных задач стабилизации в обстановке, которая значительно более сложна, чем в других операциях под руководством НАТО. Поэтому во многих отношениях Афганистан создал прецедент в процессе трансформации НАТО. ИСАФ и НАТО ежедневно подвергаются испытаниям – в ходе действий в отдаленных, часто опасных районах, при формировании необходимых сил, соответствующих военным потребностям отдаленной миссии. Обеспечение долговременного успеха этой миссии столь же важно для НАТО, как и для Афганистана.

История до настоящего времени
После падения режима талибов в конце 2001 г. проблемы восстановления мира и стабильности и перестройки Афганистана казались огромными. Страна более двух десятилетий находилась фактически в состоянии войны, в ней было самое большое число минных полей в мире. Согласно данным Программы развития ООН 70% 22 миллионного населения страны плохо питалось, а продолжительность жизни составляла 40 лет. За прошедший период был достигнут большой прогресс, так что в итоге НАТО, международное сообщество и сами афганцы могут отметить целый ряд достижений.

Боннский процесс, который официально начался в 2001 г. после падения режима талибов, успешно закончился после проведения парламентских выборов в сентябре прошлого года. Несмотря на мрачные предсказания эти выборы, как и президентские выборы в 2004 г., состоялись. Они проходили в относительно безопасной и мирной обстановке благодаря, в том числе, помощи ИСАФ, оказанной афганскому правительству с целью поддержания условий безопасности. Таким образом, во всем Афганистане начинает пускать корни политический плюрализм. Приступил к работе избранный парламент.

Правительство президента Хамида Карзая постепенно продолжает расширять свое влияние по всей стране, ему удалось вовлечь в политическую деятельность многих влиятельных деятелей в регионе, бывших полевых командиров.

Строительство институтов государственной власти Афганистана, хотя и отстает от других процессов, но все же продвигается вперед с помощью международного сообщества и отдельных стран-доноров.

Произошло расширение присутствия ИСАФ на западе страны. Эти силы рассматриваются в качестве важнейшего партнера в оказании содействия в поддержании безопасности и стабильности посредством своего присутствия в 13 провинциях и девяти так называемых группах восстановления провинций (ГВП). В дополнение к выполнению этой основной функции, подразделения ИСАФ оказывают помощь в восстановлении страны, разоружении бывшего ополчения, размещения в местах хранения тяжелого вооружения, осуществлении мер установления доверия.

Кроме того, в январе в Лондоне была проведена международная конференция высокого уровня по Афганистану, в которой приняло участие больше шестидесяти делегаций, включая делегацию НАТО. Эта конференция официально открыла новую фазу сотрудничества между Афганистаном и международным сообществом. В знак неизменных международных обязательств Афганистану было обещано выделить дополнительно 10,5 млрд. долл. США. На лондонской конференции также был принят широкомасштабный план, названный Соглашением по Афганистану для международного сообщества и Афганистана, позволяющий на основе положительной динамики создать в стране прочный мир и стабильность.

ИСАФ, несомненно, будут играть важную роль в продолжающемся процессе стабилизации, причем 2006 год будет иметь принципиальное значение для развития миссии НАТО. Как заявили министры иностранных дел НАТО на своей встрече в Брюсселе в декабре прошлого года: «Мы не только привержены развитию операции ИСАФ, но также находимся в процессе выведения на новый уровень поддержки НАТО миру и безопасности в Афганистане». В перспективе Североатлантический союз сосредоточится на трех первостепенных областях деятельности: продолжении расширения ИСАФ, усилении помощи усилиям по реформе сектора безопасности, в таких областях, как обучение афганских сил безопасности, совершенствовании механизмов координации действий НАТО и ИСАФ, и других международных организаций и миссий, работающих в Афганистане.

Расширение ИСАФ
Приверженность НАТО выполнению задач в Афганистане наиболее наглядно проявляется на примере постоянного расширения деятельности ИСАФ. После расширения своей миссии за пределами Кабула, сначала на север и затем на запад этой страны посредством групп восстановления провинций (ГВП), ИСАФ теперь уже готовы в ближайшем будущем переместиться на юг и, впоследствии, на восток Афганистана. Несколько союзников по НАТО, включая Канаду, Нидерланды, Великобританию и США, возьмут на себя инициативу в этом отношении и, вместе с другими союзниками, и, как ожидается, партнерами, доведут число ГВП под руководством ИСАФ до четырнадцати. В общей сложности численный состав ИСАФ скоро превысит 16 тыс. военнослужащих из 36 стран НАТО и государств-партнеров.

Решение о постепенном расширении ИСАФ было официально принято более двух лет назад на основе существующих резолюций Совета Безопасности ООН. В декабре 2005 года министры иностранных дел стран НАТО одобрили пересмотренный план операций ИСАФ, который служит общей стратегической директивой для последующих фаз расширения деятельности этих сил. Согласно этому плану главная задача ИСАФ по существу останется без изменения: оказание помощи афганскому правительству в поддержании безопасности; содействие в создании институтов государственной власти; помощь в восстановлении страны и гуманитарные усилия. Однако несомненно, что силы НАТО будут в скором времени развернуты и начнут действовать в менее стабильных провинциях, где существует большая степень угрозы и сохраняется напряженная обстановка безопасности.

Расширение ИСАФ Это потребует более жесткого подхода к обеспечению безопасности и операциям по стабильности для создания условий, которые позволят силам НАТО посредством ГВП выполнять свои задачи. Другими словами, объединенные силы должны быть должным образом укомплектованы, оснащены и иметь полномочия на самооборону и, в случае необходимости, отражение возможных угроз, которые подвергают опасности миссию. В конце января этого года Североатлантический совет одобрил достаточно жесткие правила применения силы, имеющие гибкий характер и охватывающие все возможные варианты действий сил НАТО, развернутых в Афганистане.

Одновременно с этим ИСАФ будут также перемещаться в те регионы, где другие международные силы (коалиция под руководством США или операция «Несокрушимая свобода») проводят операции против остающихся талибов, «Аль-Каиды» и других сил оппозиции. Хотя по существу ИСАФ не будут участвовать в контртеррористической операции, существующая обстановка безопасности будет требовать усиления координации действий для выполнения ИСАФ и силами, участвующими в операции «Несокрушимая свобода», своих соответствующих задач. С этой целью будут созданы новые механизмы управления войсками. Мандаты ИСАФ и сил операции «Несокрушимая свобода» останутся раздельными, но они будут дополнять друг друга. В то время как некоторые подразделения ИСАФ будут продолжать выполнять задачи восстановления страны, или вести учебную подготовку, другим, вероятно, придется отражать атаки талибов. Поэтому миссия ИСАФ также сопряжена с новыми опасностями для сил НАТО, избежать которых невозможно.

Концепция ГВП
В перспективе ГВП останутся главным средством расширения ИСАФ. Хотя концепция ГВП относительно нова и на начальной стадии развертывания международных сил в Афганистане она подвергалась критике, произошло ее общее развитие и теперь ее рассматривают как весьма полезное средство оказания помощи афганскому правительству в расширении его влияние в провинциях. ГВП представляют собой совместные военно-гражданские группы, изменяющиеся по численному составу. Их возглавляют различные страны-координаторы НАТО. Эти группы развернуты в отдельных столицах провинций Афганистана и обеспечивают жизнеспособную альтернативу полномасштабному международному присутствию по поддержанию мира, которое неприемлемо для Афганистана и не предусматривается мандатом ИСАФ. В настоящее время ГВП ИСАФ действуют под руководством Великобритании, Германии, Испании, Италии, Литвы, Нидерландов, Норвегии и США. Несколько других союзников по НАТО и партнеров вносят важный вклад в эту деятельность в виде воинских контингентов или групп гражданских специалистов. Под руководством ИСАФ ГВП помогли в реализации многочисленных проектов по восстановлению, они были посредниками между конфликтующими сторонами, внесли свой вклад в процесс разоружения афганского ополчения; способствовали развертыванию национальной полиции и афганской национальной армии, а также содействовали общему улучшению обстановки безопасности посредством контактов с местными органами власти и населением.

ГВП также открыли новый путь к реальному объединению военных и гражданских участников процесса решения сложной задачи внешней помощи в деле национально-государственного строительства. Их состав определяется логической посылкой о том, что стабилизация и восстановление – это две стороны одной медали. Как подчеркнуто в Соглашении по Афганистану: «Безопасность остается важнейшей предпосылкой создания стабильности и развития в Афганистане, но безопасность не может быть обеспечена только за счет военных средств». Хотя ГВП работают все еще под руководством государств-координаторов НАТО и адаптируются к обстановке в регионе, усиливается осознание того, что желательна более тесная координация действий, причем не только в военном аспекте, но и для объединения усилий всех участников и согласования их соответствующей деятельности с национальными и региональными приоритетами афганского правительства. Было бы также желательно более точно определить общие руководящие принципы деятельности ГВП.

Реформа сектора безопасности
Другая ключевая военная задача ИСАФ будет состоять в оказании поддержки афганскому правительству в создании им своих сил национальной безопасности. Примером этого является консультирование и поддержка афганской национальной армии (АНА). В соответствии с Соглашением по Афганистану афганское правительство приняло на себя обязательство по созданию к 2010 г. полностью профессиональной хорошо обученной и сбалансированной в этническом плане АНА численностью 70 тыс. военнослужащих. С помощью главных доноров и ведущих государств-членов НАТО в этой области уже достигнут большой прогресс. Однако все еще предстоит большая работа. В соответствии с одобренным Планом операций силы ИСАФ будут дополнять деятельность по индивидуальной учебной подготовке, проводимую государствами-координаторами НАТО, помогая подразделениям АНА осуществлять эффективное развертывание и вести действия в масштабах всей страны. В пределах имеющихся средств и возможностей ИСАФ вместе с государствами-координаторами НАТО и другими организациями также поддержат создание афганской национальной полиции.

Поддержка афганскому правительству со стороны ИСАФ будет также оказываться в его усилиях по борьбе с производством и торговлей наркотиками. Помощь Афганистану в избавлении от производства наркотиков, причиняющего огромный ущерб стране, является одной из самых неотложных проблем, стоящих перед афганским правительством, соседними странами и международным сообществом в целом. Однако кампания против наркотиков не должна и не может вестись только вооруженными силами. Осуществление эффективной стратегии по борьбе с наркотиками тесно связано с созданием альтернативных средств к существованию жителей Афганистана, укреплением правоохранительных структур и судебных инстанций Афганистана, а также борьбой с коррупцией. Сами ИСАФ не будут участвовать в уничтожение мака. Однако мы будем продолжать оказывать помощь посредством расширения обмена разведывательными данными, обеспечения материально-технической поддержки афганским структурам по борьбе с наркотиками, а также помощи в проведении эффективных информационных кампаний против наркотиков.

Обеспечение постоянного успеха ИСАФ столь же важно для НАТО, как и для АфганистанаНаконец, в ответ на запрос президента Карзая НАТО и Афганистан разрабатывают специальную программу сотрудничества с целью помочь упрочению центральных структур безопасности и обороны Афганистана. Эта программа частично базируется на отдельных инструментах, разработанных для Партнерства ради мира. Она будет служить дополнением деятельности ИСАФ и соответствовать потребностям Афганистана.

Все вышеупомянутое направлено на достижение одной главной цели: позволить афганскому правительству принять на себя большую степень ответственности за ситуацию в стране и, в конечном счете, взять на себя полный контроль и ответственность за свою страну.

Афганистан как партнер
При продвижении в сторону большей самостоятельности местных структур власти НАТО и ИСАФ будут и далее тесно взаимодействовать со своими международными партнерами, включая Европейский союз, страны-доноры «Большой восьмерки», операцию «Несокрушимая свобода» и ООН. Хотя ИСАФ выполнят свою ведущую роль в области безопасности, наш успех будет и в будущем зависеть от прогресса в других областях, таких как верховенство права, экономическое развитие, создание надежных институтов государственной власти, наращивание кадрового потенциала. Таким образом, мы будем рассчитывать на деятельность, в частности, ООН, поскольку эта организация продолжает выполнять свою важную гражданскую роль по координации действий в Афганистане. Лондонская конференция продемонстрировала широкий международный политический консенсус по этому вопросу. Однако мы должны теперь сосредоточиться на том, чтобы реализовать эту широкомасштабную программу.

С этой целью можно использовать различные механизмы координации, которые уже существуют в зоне конфликта в Афганистане и включают афганское правительство, ключевых военных и гражданских участников этого процесса, таких как ИСАФ, Европейский союз и ООН. Обязательным фактором является повышение их эффективности и «досягаемости» провинций Афганистана, если мы хотим добиться успеха в наших совместных усилиях по достижению осязаемых результатов в интересах народа Афганистана. В положительном плане можно отметить предстоящее создание Объединенного координационного и контрольного совета под совместным председательством ООН и афганского правительства с участием других организаций с целью обеспечения общей стратегической координации деятельности по Соглашению по Афганистану. Опыт показал, что тесное международное сотрудничество, единство действий и видения имело важнейшее значение в различных сценариях постконфликтного восстановления.

Последующие шаги
Для ИСАФ и НАТО предстоящие несколько лет будет решающими, так как в это время будет создаваться устойчивость и безопасность Афганистана, несущие с собой большие выгоды. Решительно применяя последовательную политику в Афганистане и выполняя нашу миссию по мандату ООН, мы не только будем способствовать победе над терроризмом и региональной стабильности, но также поможем создавать лучшую жизнь для миллионов афганцев, которые продолжают зависеть от поддержки международного сообщества. Одновременно с этим, успех миссии НАТО в Афганистане будет иметь прямое воздействие на темпы продолжающегося процесса трансформации НАТО и будущее этой организации.

Подобно тому, как когда НАТО впервые начала выполнять миротворческие задачи на Балканах, реалии в зоне конфликта, а также общий оперативно-политический контекст миссии ИСАФ в Афганистане продолжают определять повестку дня Североатлантического союза. До террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне (округ Колумбия), развертывание сил НАТО в Афганистане казалось невероятным. В настоящее время Литва, один из новых членов Североатлантического союза, возглавила ГВП в одной из самых отдаленных провинций Афганистана. Такая эволюция показывает те глубокие глобальные изменения, которые произошли за прошлые четыре года. Она показывает трансформацию НАТО в действии и адаптацию Североатлантического союза к новым вызовам. Она также показывает ту роль, которую НАТО может играть в будущем.

Союзникам, несомненно, придется и дальше заниматься решением важнейших вопросов этой миссии, таких как надлежащее формирование сил и финансирование, но успех миссии ИСАФ в Афганистане позволяет нам с уверенностью ждать рижского саммита НАТО в ноябре этого года. Деятельность НАТО в Афганистане постоянно демонстрирует то, как уникальный потенциал Североатлантического союза вносит свой вклад в коллективные усилия международного сообщества в кризисных районах, содействует упрочению мира, стабильности и самостоятельности местных органов власти. Благодаря отчасти и НАТО народ Афганистана успешно встал на этот путь.
Михай Карп - заместитель руководителя секции политики кризисного регулирования оперативного отдела НАТО.

Просмотров: 1393 | Добавил: otan | Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь новостей
«  Октябрь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск по новостям

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2006 Сделать бесплатный сайт с uCoz